Сегодня дизайн любого успешного сайта строится по принципам швейцарской типографики. Мы настолько привыкли к ней, что многие вещи считаем само собой разумеющимися.
Еще со второй половины 20 века школа швейцарской типографики имеет негласный статус интернациональной, и до сих пор отвечает требованиям современного восприятия текста.
История швейцарской типографики
Расцвет швейцарской школы типографики пришелся на послевоенное время, когда США и флагманские страны Европы еще только приходили в себя. Швейцария же благодаря нейтралитету не пострадала и все силы бросила на развитие различных сфер деятельности, в том числе типографики.
Как результат, миру был представлен совершенно новый, убедительный и удобный для восприятия стиль, быстро получивший популярность среди ведущих дизайнеров и вскоре принятый как канон для создания макетов. Швейцарская типографика и сегодня является эталоном и стандартом в веб-дизайне.
5 принципов швейцарской типографики:
- Универсальные и понятные для всех обозначения
Типографика стала новым языком общения, ее элементы хорошо воспринимаются любой аудиторией и в любом месте.
Классический пример: ссылка. Мы точно знаем, что слово с подчеркиванием, а особенно если оно синего цвета, приведет нас на какой-либо сайт. Поэтому сейчас не рекомендуется использовать подчеркивание для акциденции (придания акцента) части текста.
Вместо этого можно использовать жирное начертание (для отдельных слов) либо италику (как мы сделали в этом фрагменте).
Главными принципами швейцарской школы типографики стали простая форма и свежий дизайн. Все лишние элементы убраны, информация доносится максимально быстро и понятно.
- Шрифт – главный инструмент в швейцарской типографике
В отличии от шрифтов, принятых в довоенных школах, швейцарская школа типографика отказалась от засечек и украшений. Шрифт стал рубленным, простым, легко читаемым.
Для заголовков, цитат и других видов текста в одном макете стали использовать шрифты одной гарнитуры (созданные одним автором и имеющие явные сходные черты).
ВАЖНО: при выборе отображения шрифта избегайте технического начертания. Чтобы наклонить текст, используйте предусмотренный для этого вариант Italic, имеющийся в большинстве шрифтов.
Italic имеет ряд букв иного способа написания, приближенного к рукописному – в то время как техническое начертание просто наклонит буквы под углом без изменения самих букв.
Во главе угла встал принцип экономичности – использовать минимум шрифтов, чтобы читателю было проще воспринимать текст. Оптимально брать три разных шрифта: для заголовка, для основного текста, и (если нужно) для акциденции ключевых абзацев.
- Цвет – минимальная важность в швейцарской типографике
Если шрифт стал самым важным элементом дизайна, то цвет в типографике ушел на последнее место. Текст обычно делали черным, чтобы он проще читался, а фон для него был ярким (часто иллюстрация или просто цветная бумага), привлекая внимание читателя – и тут же перенаправляя его на текст.
- «Равнение налево»
Если раньше принято было выравнивать текст по ширине страницы или столбца, как в книгах и газетах, то создатели швейцарской типографии от этого приема отказались по трем причинам:
- Ровный текст напоминал цельное полотно, и его сложно было читать,
- Расстояние между буквами и словами было разным, отчего текст смотрелся неряшливо,
- В тексте не было динамики.
В швейцарской школе типографики стало принято выравнивать текст по левому краю, причем так, чтобы отдельные слова и конструкции менее чем в 3 буквы переносились на следующую строку.
Почему неправильно выравнивать текст по центру или правому краю?
В этом случае читатель будет вынужден каждый раз искать взглядом начало новой строки. Выравнивание по правому краю уместно только для арабского и других языков, где читают справа налево.
Также по мнению швейцарских полиграфистов текст, выровненный по левому краю, напоминал развевающийся флаг, что придавало ему динамику.
- Фотография вместо иллюстрации
Еще один принцип швейцарской типографики – предпочтение иллюстрациям фотографий, как изображений, отражающих реальную действительность и факты.
Заключение:
Швейцарская школа типографики уже более полувека держит лидирующие позиции у мировых дизайнеров. Все (за очень редким исключением) макеты делаются по ее принципам.
Так что, если вы хотите сдавать проекты с первого раза без лишних правок и получить уважение клиентов (и будущие заказы от них), имеет смысл освоить азы международного типографического стиля.